Поле Берестецкой битвы
На этом поле битвы заживают национальные раны. В Украине есть ряд мест, имеющих историческое ритуальное значение, к которым не ездят обычные туристы. А жаль. Такие места надо посещать хотя бы для того, чтобы составить о них собственное представление и найти в печальных и напоминающих о поражениях мемориалах жизнеутверждающие идеи. Именно для этого стоит побывать в окрестностях Берестечного, где в июне 1651 года войско Богдана Хмельницкого потерпело роковое поражение от армии Польской Речи Посполитой.
Удивительное сочетание исторического ландшафта, символизма архитектуры и ценности современных археологических находок вызывает чувство определенной вневременности как событий, которые здесь происходили, так и собственного существования в этом странно сконструированном пространстве. На самом деле здесь чувствуешь не тоску по поводу исторических проблем своей страны, а некую растворенную в воздухе чрезвычайную силу, такую, что мужчины невольно тянутся рукой к поясу, где их предки носили саблю. Берестечное — место силы.
Битва под Берестечным в действительности происходила не в окрестностях города, а на огромной территории между несколькими селами нынешнего Радивиловского района Ровенской области, среди болот, мелких рек, перелесков и озер. Большая часть этой местности принадлежит Национальному историко-мемориальному заповеднику «Поле Берестецкой битвы», который народ по привычке называет Козацкими могилами.
Блуждая влажными полями и болотистыми лугами, можно осмотреть места лагерей запорожцев и поляков, переправу, которую Иван Богун приказал вымостить телегами и седлами, чтобы вывести войска из окружения, озеро Козакова Яма (здесь, по преданию, отстреливался из лодки последний казак), остров Гаек, где полегли 300 казаков, прикрывавших отход основных сил ... А также кладбище с тяжелыми крестами, на котором люди из окрестных деревень похоронили павших — тех, чьи тела удалось найти, для остальных могилой стали леса и болота.
Масштаб битвы, происходившей на огромной площади, поражает. Но для того, чтобы отыскать все памятные места, нужен гид, которого можно нанять в «штаб-квартире» мемориала — на острове Журавлиха близ села Пляшева.
Местная достопримечательность — мирное сосуществование музея и монастыря Святого Георгия. Церковь не пытается отобрать у музея помещение (экспозиция расположена в бывших кельях), а работники последнего не стремятся ограничивать доступ монастырской братии в храм. Музейные смотрительницы мило улыбаются молодым монахам, а те радостно объясняют посетителям, где можно приобрести билеты на экспозицию или купить сувениры.
Женщина у входа в Свято-Георгиевскую церковь предлагает дамам платки (их можно одолжить на время осмотра храма, если не купить) и юбки девушкам в шортах без зловещего шипения в адрес голых ног. Людей здесь обычно немного, поэтому сотрудники музея и монахи наперебой демонстрируют посетителям приязнь и гостеприимство.
Мистика
Когда то Николай Костомаров заявил, что основные события битвы разворачивались на острове Журавлиха. На самом деле это не так. Но когда в начале ХХ века народ решил почтить своих героев, именно этот клочок суши выбрали для создания мемориала: монастырь, в котором молились бы за упокой казацких душ. Народная мысль не искала легких путей в создании образов, она скорее нуждалась в мистике, требовала символики и чувственности, поэтому комплекс сооружений, в котором сейчас находятся монастырь и музей, получился несколько взвинченным эмоционально.
Идейный центр всего комплекса — Свято-Георгиевская церковь, построенная в стиле украинского модерна по проекту Петербургской академии искусств, который был реализован местным епархиальным архитектором. Сооружение это удивительное: ее восточный фасад выполнен в виде иконостаса с росписями знаменитого Ивана Ижакевича. Перед фасадом-алтарем из земли выступает стеклянный саркофаг с черепами погибших казаков. Такое впечатление, будто здание является алтарем, а церковь — это вроде все безграничное небо и окрестные луга, то есть каждый может ее домыслить и помолиться за души предков там, где почувствует потребность. Внутри Свято-Георгиевская церковь двухэтажная, и каждый этаж — отдельный храм. Имеет она и подземный уровень — храм Святой Параскевы Пятницы. Но, чтобы добраться до него, нужно отойти на полсотни шагов и ... зайти в деревянную Михайловскую церковь XVII века.
Михайловская церковь перенесена из села Остров при сооружении мемориала. По преданию, в ней Хмельницкий молился накануне битвы. Храм довольно обычный для своего времени — за единственным исключением: в его подземелье находится гробница, в которой сложены простреленные и порубленные казацкие кости. По некоторым черепам скульпторы-антропологи воссоздали внешность героев битвы. Они оказались симпатичными мужиками с выразительными лицами — портреты можно увидеть в музее.
Узкий подземный ход ведет к крошечной церкви Святой Параскевы Пятницы, освещенной через стеклянный саркофаг с казацкими черепами. По авторскому замыслу, черепа освещает падающий сверху луч — символ света небесного, основной идеи православного храма. Кстати, святые, во имя которых возведены церкви на казацких могилах, выбраны не случайно: Архистратиг Михаил — глава войска небесного и покровитель полководцев, Святой Юрий-Победоносец — олицетворение рыцарского подвига, небесный защитник, Святые Борис и Глеб (их церковь — верхний этаж Свято-Георгиевского храма) — убиенные своим братом мученики за веру, а Святая Параскева залечивает самые тяжелые душевные и телесные боли. Поэтому изначально идеологи мемориала Берестецкой битвы планировали именно лечить, а не бередить национальные раны.
Украинские Помпеи
Поплакать можно в любом музее — было бы желание. Нет уже на свете Фидия, Рембрандта, Леонардо, неизвестных создателей трипольских горшков и золотой маски фараона Тутанхамона. Но мы не скорбим по этому поводу, а любуемся интересными артефактами и пробуем представить себе те древние времена. Конечно, бывает немного страшно на месте гибели тысяч людей, но мы гуляем мертвыми улицами Помпей и пытаемся почувствовать на ощупь красочность жизни древних римлян, а не ужасное извержение вулкана, которое эту жизнь оборвало. Так же следует подходить и к осмотру музея на Журавлихе. Волынские торфяники сохранили тысячи предметов, которые помогут ярко представить не только войну, но и быт XVII века.
Наибольшую радость, конечно, получат поклонники оружия, а таковыми являются практически все лица мужского пола в возрасте от трех лет. И самое интересное здесь даже не сабли польско-венгерского типа, которыми пользовались как казаки, так и поляки, и не мушкеты и тяжелые палки, которыми сражались крестьяне-повстанцы, а всевозможные военные безделушки и аксессуары, связанные с пользованием оружием. Патронташи-шкатулки, пороховницы, изысканные, похожие на игрушки рожки-насыпалки в виде коньков, уникальные (нигде в мире не найдено аналогов) кожаные футляры для ружей, пули, приспособления для их литья и сумки для всего этого добра — вещи, без которых не обходился ни один казак. Есть тут настоящие казацкие сапоги, кошельки с деньжатами, немного пороха, немного лекарств в маленьких флаконах, седла и упряжь. Утешение для глаз — ключи с ажурными рукоятками, настоящие произведения кузнечного искусства.
А вот и принадлежности гетманской канцелярии: серебряная чернильница для трех видов чернил (чтобы заголовок универсала можно было выделить цветом), песочница (в качестве промокашки), подсвечник и даже свечи, освещавшие работу писарей.
Кроме предметов быта и оружия в музее есть и прекрасное. Например, бусы и серьги, найденные в казацких сумках — вероятные подарки любимым. В витринах — россыпи орнаментированных пуговиц от казачьих кафтанов, перстни с печатями и без, литые наперсные иконки и крестики.
Словом, окрестности Берестечного — это места, которыми стоит любоваться с гордостью, уважением, интересом, но без слез.
Волынский Шлиман
Немец Генрих Шлиман в детстве прочитал «Илиаду» и задался целью найти древнюю Трою. Украинец Игорь Свешников рос в деревне неподалеку Берестечного, с малых лет он слышал предания о великой битве и скрытых на болотах казацких сокровищах и поэтому решил их найти. Став доктором исторических наук, он начиная с 1970 года вел археологические исследования на местах битвы. Ему удалось локализовать расположение казацкого и польского лагеря и той злополучной переправы, по которой запорожцы выходили из окружения. Переправа оказалась едва ли не самым богатым на находки местом: спешно отступая, люди растеряли немало своих вещей. В целом экспедиция под руководством Игоря Свешникова за годы работы нашла более 5 тыс. различных предметов, связанных с войной и бытом XVII века. Как Генрих Шлиман открыл миру невыдуманную Трою, так Игорь Свешников открыл для современников и потомков настоящую, без романтического и идеологического наслоения сущность явления Хмельниччины — вплотную и в мельчайших деталях.
Героям слава
Героев битвы под Берестечным обычно чествуют в последнее воскресенье июня — как на богомолье сюда едут люди со всей Украины. В этот день все пространство перед фасадом-иконостасом заполнено доверху, а торжественную поминальную службу часто правит сам патриарх УПЦ КП Филарет. Самое трогательное то, что местные крестьяне ходят сюда из деда-прадеда, каждого еще маленьким привели родители и растолковали, что к чему.
Полезная информация
В Национальном историко-мемориальном заповеднике «Поле Берестецкой битвы» можно не только заказать экскурсию, но и пожить: на его территории размещены хозяйства, предлагающие услуги зеленого туризма. Телефоны заповедника:
Как добраться
Проще всего — собственным транспортом: по петляющим сельским дорогам в сторону от трассы М 06 (съезжать лучше в Дубне). Можно также доехать электричкой от Киева до Радивилова и оттуда преодолеть 60 км рейсовым автобусом или попытаться найти в районном городке такси. Что касается островного размещения центральной части заповедника, то паром или лодка не понадобится: через не слишком полноводную в результате мелиорации реку Пляшевку перекинут мост.