Салачик — загородная резиденция властителей Крыма
Салачик — загородная резиденция властителей Крыма — понемногу обретает черты древнего крымско-татарского великолепия. Маршрутка из Бахчисарая в Салачик доезжает за десять минут — и вот вас уже радуют спокойствие и изысканность недавно отреставрированной части ансамбля ханской резиденции.
Остатки роскоши
Раскаленная солнцем асфальтированная площадка, кафе, несколько лотков с вырезанными из можжевельника ложками и бусами — типичный для Крыма признак близости всякого привлекательного для туристов места. Действительно, то, что нас интересует, прячется за невзрачными железными воротами: изысканные здания, скверик с тщательно политыми газончиками, а посередине — большущая яма, из которой торчат остатки толстых стен. Вот это и есть ханская «дача», вернее то, что от нее осталось.
Когда род Гиреев решил перенести столицу ханства в Бахчисарай, властители Крыма с придворными поселились сначала не в историческом центре города, где ныне раскинулся известный всем дворцовый комплекс, а у подножия гор, под защитой мощной крепости Чуфут-Кале. А когда хан-сарай в Бахчисарае был построен, старая резиденция превратилась в место летнего отдыха двора. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в XVII в. описывал Салачик как рай из сказки «Тысяча и одна ночь»: фонтаны, цветники, разбросанные в саду беседки и павильоны из резного позолоченного дерева, похожий на небольшую крепость дворец, башня-хамам, солидное медресе...
Осталось от этой роскоши немного: фундаменты дворца, медресе и святыня крымско-татарской государственности — дюрбе (усыпальница, мавзолей) основателя династии Хаджи Гирея, возведенная в 1501 г. по заказу его наследника, хана Менгли Гирея, который со временем упокоился рядом с отцом.
Ну, и конечно современные татарские дома и хижины, что лепятся под горами — жилой фонд Салачика , пригорода Бахчисарая.
В последнее время архитектурные памятники в Салачике активно исследовались и реставрировались за счет полученных от правительства Турции грантов (не забывает Стамбул бывшего союзника!), Поэтому сейчас здесь хоть и не роскошь эпохи расцвета ханства, но вполне симпатично.
«Жемчужина архитектуры» — банальное выражение, но бывает, лучше и не надо говорить. Усыпальница Хаджи Гирея действительно жемчужина — белоснежная, сияющая, с изысканными пропорциями. Резкие тени подчеркивают прихотливую резьбу, сверкают золотом священные тексты над входом. Во время исследований, предшествовавших реставрации, крипту усыпальницы было открыто, бренные останки ханов, завернутые в драгоценный шелк, побеспокоили, исследовали и вернули на место упокоения. Сейчас продолжается изучение находок, которые вероятно, пополнят коллекцию музея в Бахчисарае.
Помещения хана
«Да какие там дикие кочевники! Крымские ханы и их придворные любили роскошь и комфорт », - замечает руководитель Бахчисарайской археологической экспедиции Алие Ибрагимова. Дипломатическому таланту и упорству которой в неменьшей мере, чем её профессионализму археолога мы обязаны открытием остатков ханского дворца в Салачике. Дело в том, что по проекту благоустройства, который должен был увенчать процесс реставрации, на том месте, где сейчас в раскопе видны фундаменты и остатки стен огромного сооружения, планировалось разбить дорожки, цветники и фонтаны, а Алие Ибрагимова была уверена, что с цветниками стоит подождать, ведь где-то здесь обязательно должны быть какие-то следы ханского дворца. Конечно, турецкие грантодатели были не в восторге от затягивания процесса. Археологине пришлось стучать в двери различных высоких кабинетов, даже вступить в личную переписку с премьер-министром Турции Реджепом Тейипом Эрдоганом и убеждать, убеждать, убеждать ... Её усилия увенчались успехом — дворец нашли на том самом месте, где и рассчитывали.
Строил дворец в Салачике итальянец Алевизо Новые (XVI в.). Ехал через Крым в Москву по царскому приглашению и задержался на целый год — Гирей предложил слишком хорошие условия. Конечно, сейчас воссоздать роскошь ханского дворца невозможно, но получить представление о своеобразном сочетании европейского ренессанса с восточными вкусами довольно просто. В свое время шикарный портал, созданный мастером Алевизо был перенесен из загородной резиденции в Хан-сарай. Поэтому придется возвращаться в Бахчисарай и дополнить впечатление о Салачике.
Общежитие VIP-класса
В стороне от Усыпальницы — массивное здание с толстыми стенами, прорезанными кое где маленькими окошками и увенчанное мелкими куполами. Это славное Зынджырлы медресе, когда-то «кузница интеллектуальных кадров» ханства, действовавшая вплоть до захвата власти большевиками. Название построенного в XVI в. учебного заведения происходит от «зынджыр», в переводе с крымско-татарского — «цепь», ведь над входом в медресе издавна висела цепь, заставлявшая каждого, кто проходил через дверь, почтительно склонять голову. Внешняя суровость сооружения обманчива — толстые стены должны были защищать учеников и преподавателей медресе от палящего летнего солнца и пронзительных зимних ветров. А внутри — окруженный аркадой уютный дворик, журчит фонтанчик, солнце играет на вымощенном белым камнем полу. Когда то дворик был открыт, но сейчас его спрятали под стеклянный колпак — снег и дождь не слишком благосклонны к памятнику.
Вокруг дворика расположены большие помещения для занятий и комнаты, в которых жили «студенты». Как каждое средневековое учебное заведение, медресе было одновременно и местом занятий, и общежитием. Студенческие комнаты светлые и сравнительно просторные, каждая имеет небольшой камин — условия по тем временам просто шикарные. Почему-то вспоминаются кельи медресе дервишей в Евпатории — такие тесные, что в них даже лежать можно только по диагонали. Впрочем, воспитанники суровой школы дервишей преимущественно медитировали, а ученики Зынджырлы-медресе должны были читать, писать, осмысливать прочитанное, рассуждать. Гирей хорошо понимал, что интеллектуальный труд требует комфорта — и радостно предоставил его, профинансировав строительство учебного заведения.