Белзкий треугольник
Небольшой городок с тысячелетней сложной историей газифицировали и обустраивают для туристов.
Городок Белз на Львовщине, не так давно праздновал свое тысячелетие, достаточно известный в кругах поклонников исторического наследия. Здесь даже существует историко-культурный заповедник и не любительский, а «официальный» музей в здании ратуши. Да и по случаю юбилея городок наконец газифицировали, выделили кое-какие средства на реставрацию и содержание памятников, в город начали ездить туристы.
На лацкане Леха Валенсы
Прежде всего польский, ведь именно из Белза в 1377 году князь Владислав Опольский вывоз чудотворную икону Божьей Матери, которая сейчас находится в Ченстохове и предмет культа, паломники съезжаются к этой иконе из всего мира. Во время второй мировой войны польские солдаты и партизаны носили у сердца в основном именно изображения Ченстоховской Матери Божьей, а Лех Валенса цепляет иконку с изображением на лацкан своего пиджака.
Согласно легенде, икона была написана святым Лукой Евангелистом в Иерусалиме, а в Украину попала благодаря Кириллу и Мефодию. Самое известное чудо, связанное с этой иконой, случилось во время осады Белза монголо-татарами. Местные жители, надеясь на защиту Пресвятой Богородицы, вынесли чудотворную икону на стену городской крепости. Одна из татарских стрел попала в лик Божьей Матери. Из раны потекла кровь, а на татар спустилась полная темнота. Татары в панике бросились с оружием друг на друга и началась резня. Выжившие после нее, сбежали из-под городских стен. С тех пор на иконе остался знак в виде треугольничка.
Церковь, из которой была вывезена икона, сегодня принадлежит православным Киевского патриархата. Она была возведена 1926 году по проекту Каликста Крыжановского на горе, которую жители называют замочком. Вокруг храма тянется кирпичная ограда. Рядом с церковью на возвышении — часовня, а за ней — горизонтально положен крест, символ тысячелетия Бэлза.
Суббота, в обед, церковь закрыта, но нам позволяют зайти во двор и к часовне. Госпожа Вера, занимается порядком вокруг храма, клумбами. За цветочными семянами к госпоже Вере обращаются все окружающие хозяйки.
— Вон там, за стеной, была уже Польша, — показывает нам пани Вера.
Теперь из-за стены виден лишь заросший чертополохом болотистый берег местного ручья, за которым тянется такое же неухоженное поле. Одна из легенд связывает происхождение названия города именно с водой и грязью. Ведь древнеславянское слово «Белз» или «Бевз» означало болотистую, влажную местность, это же слово на бойковском диалекте означает непроходимую, труднопроходимые, болотистую местность.
Именно отсюда, из замка, когда-то начинался княжеский город, один из самых непокорных Червенских городов. Его не могли взять приступом вплоть до 1655 года. Говорят, местные ребята еще два десятилетия назад не боялись влезать в подземные ходы, которыми соединены между собой церкви и монастыри города. Этими ходами можно было продвигаться вплоть до черты города, дальше ребята соваться боялись.
Нынешние дети, наверное, тоже играют в войну среди живописных развалин бывшего костела Доминиканок, женской и мужской доминиканских монастырей, и в зарослях за церковью св. Николая.
Чуть дальше, на выезде из Белза, на кладбище, стоит церковь Св. Параскевы, одна из древнейших и единственная деревянная сакральная достопримечательность города. Первые упоминания о церкви относятся к концу XV в.
Кладбище под ключ
Белз известен своей еврейской историей. Еврейская община в городке была создана в конце ХIV в., А в ХVII году евреи Бэлза получили равные с христианами права. Именно сюда переехал 1831 Соломон годах — основатель новой белзкой династии раввинов-хасидов. С 1859 года и по 1931 год более половины жителей города были евреями.
Новое религиозно-мистическое течение в иудаизме — хасидизм, основанное Израилем Баал Шем Товом в середине XVIII в. на Подолье, получило большое распространение во всей Восточной Европе. Это был народное религиозное движение, которое приобрело особую популярность среди бедных евреев. Наука, которая говорила о том, что можно испытать любовь присутствующего везде, в каждой вещи, Бога, и для этого не нужно ни следовать аскезам, ни годами томиться за мудрыми книгами у ученых медитациях. Такая религия очень подходила простому рабочему люду, у которого не было времени на все эти ученые прихоти, ее было легко понять, она была оптимистична и светла, рассказывала о деяниях Баал Шема и «раввинов-чудотворцев».
Основой доктрины хасидизма была кабала. Чрезвычайно большую роль играл цадик — духовный руководитель. В первой половине XIX в. в городках Галичины цадики поделили между собой сферы влияния. Белзький цадик Соломон годах разширил хасидизм на северную Галицию, Волынь и Венгрию. Но в том же XIX в. движение начинает падать, цадики слишком увлекаются созданием культа вокруг собственной личности, строительством роскошных домов, появляется немало шарлатанов, и учение медленно погружается во мрак фанатизма. Соломон годах принадлежал к «большим цадикам», и его культ в Бэлзе был очень сильным. Годах вместе с семьей похоронен на местном еврейском кладбище.
Еврейское население города было истреблено в
Время от времени в Бэлз приезжают из-за рубежа родственники похороненных. Напротив кладбища — возведенная за их счет новенькая синагога из белого кирпича. Весь этот уголок производит довольно странное впечатление, немного похоже на город призраков.