Украина туристическая: год 1800
Путешествие по Украине, взяв в руки не обычный путеводитель, а его аналог двухсотлетней давности, к тому же написанный иностранцем.
Испокон веков люди покидали дома, чтобы познать окружающий мир, открыть новые торговые пути, причаститься к святым местам, наладить отношения с другими народами, прослыть в военных походах. Начиная с эпохи Возрождения все больше путешествовали, чтобы получить новые знания или просто получить удовольствие, что способствовало развитию инфраструктуры под путешественников: кабаков, заездов, отделений банков. Так возникает туризм, не самым примечательным атрибутом которого является книга-путеводитель. Правда, современные путеводители, которыми сегодня изобилует каждый книжный магазин, значительно отличаются от своих предков — путевых записей, популярных в
200 лет назад в Лондоне вышла в свет книга под названием Travels through several provinces of the Russian Empire; with an historical account of the Zaporog Cossacks, and of Bessarabia, Moldavia, Wallachia and the Crimea («Путешествия несколькими провинциями Российской империи; с историческими свидетельствами о запорожских казаках, а также о Бессарабии, Молдавии, Валахии и Крыме »). Ее автор — барон Кампенгаузен, «майор кавалерии на службе его императорского величества и член нескольких академий и научных обществ». В предисловии барон сообщает о намерении презентовать общественности рассказ о нескольких достойных внимания провинций Российской империи, мало известных иностранцам и даже многим жителям России. И старательно выполняет обещание.
Городская жизнь
Маршрут путешествия Кампенгаузена начинается с Чернигова и пролегает через Нежин и Лубны на юг. Автор рассказывает о многих фруктах и подробно описывает, какие спиртные напитки из них готовит местное население, сообщает о животных, типах почвы, видах птиц.
Но настоящая изюминка путеводителя — описания городов, по которым очень трудно узнать их современные аналоги. Например, неким торговым Вавилоном выглядел ... Кременчуг (ныне — город в Полтавской области). Здесь можно было купить что угодно, даже каракатиц, которых привозили греки из Эгейского моря. А вот о Киеве Кампенгаузен почти ничего не пишет. По его словам, в этом городе достойны внимания лишь пещеры (он называет их катакомбами).
Жители современного индустриального Кировограда (во времена Кампенгаузена — Елисаветград) изрядно удивились бы, если бы узнали, что их город автор сравнил ... с голландским городком! Следующая остановка — Ольгополь: «Ольгополь находится от Елизаветграда на расстоянии 131 версты (очевидно, речь идет о поселке на Николаевщине. — Ред.). Ольгополь является местом, весьма полезным для здоровья. Его название означает, что жители являются главным образом молдаване, которые поселились здесь во время войн между русскими и турками. Они преимущественно скотоводы и очень состоятельны. Но они настолько немногословны в своих ответах и одновременно столь норовистые и негостеприимные, что можно редко услышать от них что-либо, кроме Noui или Nouschdi — «Мы ничего не знаем, Мы ничего не имеем». (В современной молдавском языке Nu stiu — «я не знаю». — Прим. Перев.)
Народные типы
Очень интересны наблюдения барона относительно людей, которых он встречал по дороге: «Как и все жители южных стран, жители Украины ленивые и грязные, кроме их домов, которые являются чрезвычайно аккуратными. Они работают столько, сколько им нужно только для обеспечения предметами первой необходимости. Они не столь склонны к пьянству, как северные русские, но их спиртные напитки более приятные на вкус и одинаково сильные. Они крайне развратные и очень часто страдают от венерических болезней. Кажется, что они имеют природную одаренность к поэзии, а живописная красота вокруг них, любовь и крепкие напитки являются обычно темой их стихов».
Воспитанный в аскетических традициях протестантизма, Кампенгаузен безжалостный и к другим этническим группам: «Поляков очень много, но поскольку они в целом ленивые и плохие люди, то они не задерживаются надолго на одном месте и часто оставляют села, которые сами построили. Сербы и венгры осели здесь во время владычества императрицы Елизаветы. Они населяют города Елисаветград, Александрию, Миргород и чрезвычайно богаты. Они дали этой области название Новая Сербия. Греки и армяне происходят из Крыма и преимущественно населяют Бахмутский округ. Почти все они скотоводы и конечно настолько богаты, что им нет причин жалеть виноградники, которые были заброшены их предками».
Досталось от барона и вере немцам и шведам: «Тех жителей, которые являются вроде шведского происхождения, примерно 900 человек. Все они происходят из Ливонского острова Даго и является смесью курляндцев, эстонцев и финнов. Живут они в основном вблизи Кизикермена (ныне — город Берислав Херсонской области). Они исповедуют Моравскую религию, а их диалект, который является смесью языков названных выше стран, очень трудно понять. Немцы, за исключением тех, которые живут вблизи Елисаветграда, находятся в плачевном положении, которое вызвано их пьянством и флегматичной вялостью».
Далее приводится описание одежды и характеров людей: «Их наряды, особенно у богатых, являются смесью польских и татарских костюмов. Большое панство чрезвычайно надменно, и среди них считается, что к самым первым семьям относятся только те, в которых был или гетман, или генерал, или главный судья. К таким семьям относятся Кочубеи, кулебяки, Безбородько, Скоропадские и т.п.. Эти почтенные семьи происходят от печенежских татар. Несмотря на свою надменность, они не пренебрегают торговлей, потому что в Украине каждый является или купцом, или земледельцем».
Голландский турист на Запорожье
Картины степенного обывательского быта оживляются описанием образа жизни запорожских казаков. Кампенгаузен познакомился с ними еще во время Русско-турецкой войны
Не обошел наблюдательный барон и отношений сечевых разбойников с прекрасным полом: «Женщины жили в селах, каждое из которых находилось под руководством атамана. Женщинам было под страхом смерти запрещено ступать на территорию Сечи или место жительства мужчин. Каждый запорожец имел право пользоваться ими как вздумается. Когда женщина беременела, никто не давал себе труда устанавливать, кто был отцом ребенка, поскольку он принадлежал нации в целом. Если это был мальчик, его забирали в Сечь в четырехлетнем возрасте и воспитывали там. Но девочек оставляли с матерью, и как только они достигали брачного возраста, должны были покоряться ухаживанием любого запорожца, которому они понравились. В одной хате всегда жили четыре женщины. Если какой-то запорожец влюблялся в девушку и собирался жениться на ней, то ему разрешалось это сделать, но он терял право принимать участие в распределении общей добычи. С тех пор он должен пахать землю и платить определенную дань, которую распределяли среди других казаков Сечи. Особенно удивительно, что к браку представители этой жестокой нации относились очень серьезно и с момента его заключения ни один запорожец не смел нарушать права человека. Наказанием за прелюбодеяние была позорная смерть».
Далее Кампенгаузен продолжает не менее интересные путешествия уже путями Крыму, Бессарабии, Молдавии и Валахии.