Конотоп
Многие знают Конотоп как пограничный пункт на пути в Россию. Но и те, кто никогда не был в городе, слышали о некоторых его мифах и реалиях.
Вагоны, остановились на станции, мигом обступают торговцы мягкими игрушками. Международные поезда ждут здесь пограничный контроль, поэтому торговцам хватает времени, чтобы склонить пассажиров к ситуативной покупки и втюхать какого чебурашку.
«Наш Конотоп — Санкт-Петербург всей Сумщины!» — Возвышенно говорит продавец пушистого слона. Действительно, это самый большой и самый важный в области город после административного центра — Сум.
Конотоп — слава гетмана Ивана Выговского и хрестоматийных героев Квитки-Основьяненко. Отсюда недалеко до станции Круты, каких нибудь 27 км в Батурин — указатели направления в гетманскую столицу густо развешаны тут повсюду. Круты, Батурин, Конотоп — в этих приграничных городах продолжались ожесточенные сражения. Близко и до «звездного городка» Карпа, родины изобретателя реактивного двигателя Николая Кибальчича, — всего 70 км. А в Новгород-Северский, где действовали герои хрестоматийного «Слова о полку Игореве», — 125 км. До многих интересных мест Сумщины и Черниговщины несколько раз в день отправляются рейсовые автобусы из Конотопа автовокзала, который находится недалеко от железнодорожного, на перекрестке путей.
Реечно-электрическая гордость
В наших городах и городишках преобладают памятники танкам, бэтээрам, грузовикам, самолетам, кораблям... В Конотопе же на постаменте высится трамвай. Так же, как и в Черновцах, но в «столице Буковины» этого транспорта давно уже нет, а в Конотопе есть. Несложно пересчитать по пальцам украинские города, которые не являются областными центрами, но могут похвастаться трамвайными маршрутами: Евпатория, Мариуполь ... Еще? Поэтому для райцентра с населением менее 100 тыс. рельсовый путь и соответствующий подвижной состав — немалое достижение.
Общая длина этих путей в Конотопе — 28 км, причем большая часть сети, как и в Евпатории, однопутевая. Маршрутов только три. Часть улиц, по которым проложены рельсы, без твердого покрытия. Удивительно наблюдать, как на многих участках трамвай движется между сельскими застройками, где не увидишь даже асфальта или брусчатки, да еще и распугивает кур и гусей. Такой транспорт — это благородно, экологически, по-европейски. И местные жители фактом его наличия у них изрядно тешатся. Трамваи здесь не «с иголочки», и все же подвижной состав кажется не таким старым и запущенным, как в Киеве.
Директор Конотопского трамвайного управления Юрий Рыболов говорит: «Ежедневно на линию выходят 10 машин, а вообще их у нас 16. Последнюю приобрели 2007 году — это К-1, новый трамвай отечественного производства».
Производят его на днепропетровском заводе «Южмаш». Жители столицы могут позавидовать: в Киеве разжиться такими еще не удосужились.
Учат вертолеты летать
Есть кроме трамвая еще одно типичный и привычное для Конотопа, хотя редкое для других городов транспортное средство — вертолет.
Один из ведущих здешних предприятий — завод «АВИАКОН», который ремонтирует вертолеты марки «Ми» всех типов и модификаций и входит в государственный концерн «Авиавоенремонт». Среди тех, кто пользуется услугами «Авиакон», — не только отечественные заказчики: пожарные, транспортники, украинская армия. Есть немало и зарубежных: из Азербайджана, Польши, Индии, Египта, Алжира, Ливии, Мексики, Уганды, Шри-Ланки.
С недавних пор «авиаконовцы» научились улучшать летные характеристики вертолетов, ставя на них отечественные двигатели разработки ОАО «Мотор Сич». Что при этом меняется? Вертолет становится пригодным к использованию в горах и пустыне. «Во время испытательных полетов Ми-24 П достиг высоты практического потолка 6600 м, а Ми-8 МТВ взлетел на 8100 м, что значительно расширяет диапазон эксплуатационных параметров, особенно в высокогорных условиях и при высоких температурах окружающей среды», — говорит специалист по маркетингу «Авиакон» Татьяна Васильченко.
Лошадь без всадника, Тарас с книгой
А в другом Конотоп — типичный украинский город. Трехэтажные хрущевки в центре соседствуют с пятиэтажными. Турфирмы, которых на глаз немало, зовут в Турцию, ОАЭ, Таиланд. Соседней России в предложениях нет. Вокруг старого базара выстроились магазины с названиями, напоминающими о не очень давнем прошлом («Кооператор» и др.). Напротив магазина «Центральный» раскинулся парк с оригинальным монументом: Тарас Шевченко сидит, причем не просто так, а листая книгу. Вокруг Кобзаря растет не калина, как обычно, а почему-то ели и березы. Видимо, срабатывает близость границы. Еще один оригинальность Конотопа памятник — Коню. Просто себе стоит гривастый без всадника как олицетворения лошадиной силы, начала прогресса человечества. И заодно напоминание о казацком прошлом.
Может, стоило бы вспомнить, что Конотоп — еще и форпост «прогрессивного социализма» когда-то неистовых витренковцев, которых, правда, уже почти и не слышно даже здесь. Их загнала куда-то под плинтус Партия регионов, чтобы не путались под ногами. Разве что, не убранный с постамента, виднеется посреди Конотопа главный их ведьмак — Ленин.
А на окраинах город переходит в частный сектор, на первый взгляд, большое незаасфальтированное село. Мощеные, кое-где освещенные одиноким фонарем улицы. Лавки, под которыми хлещут пиво. «Остановите, только не в луже», — просит водителя маршрутки усатый потомок сотника Забрехи, героя «Конотопской ведьмы». И лишь дребезжание дальнего трамвая напоминает, что прогресс где-то неподалеку.