Дрогобыч
Здесь можно сполна оценить средневековую архитектуру, избежав толп и чрезмерного шума.
Самая распространенная легенда рассказывает, что почти 900 лет назад княжеское поселение Бич сожгли половецкие нападающие. Неподалеку пепелища жители основали Второй Бич — Дрогобыч.
Начало городу положили подземные источники соляной рапы, из которой десять веков назад стали вываривать соль. В письме Папы Бонифация ИХ (1392г.) к епископу Эриху город упоминается как один из центров солеварения Европы. В период Киевской Руси через Дрогобыч проходил так называемый Великий Соляной Путь, а дрогобычскую соль поставляли в европейские государства. В Дрогобыче действует старейшее в Европе предприятие по производству соли. Старая солеварня соседствует с двумя деревянными церквями: церковью Воздвижения Честного Креста с готическим-остроконечных куполами (ХVI век) и церковью Святого Юра с округлыми куполамиСтоит посетить и мастерскую известного художника-иконописца, реставратора, преподавателя Львовской академии искусств Льва Скопа. Этот седовласый художник исчерпывающе и доступно, как никто другой, расскажет об украинской деревянной архитектуре и галицкой иконе эпохи средневековья, потому что почти 25 лет занимается реставрацией здешних образов.
Культовые сооружения
Дрогобыч застроен по образцу многих европейских средневековых городов: ратуша, городская администрация — в центре, с четырех сторон света — дома ремесленников и торговцев, а по углам — храмы разных конфессий. Такое расположение сакральных сооружений олицетворяло равенство всех национально-религиозных общин города. Внутри Дрогобычской ратуши, возвышающаяся над городом, являются давние часы с циферблатами на четыре стороны света, что отражает каждый час.
В одном из углов содержится костел Святого Бартоломея. На его стенах — многочисленные памятники, по которым можно проследить историю Дрогобыча. Мраморное убранство дверей с двумя мечами — напоминание о павших жителях города, участвовавших в Грюнвальдской битве. Самый реликт в костеле — памятник Екатерине Рамултовой, жене владельца местных солеварен, установленный в 1572 году. Изображения костела Бартоломея с колокольней и памятником Юрию Дрогобычю, одному из самых известных уроженцев города, средневековом ученому, ректору Академии в итальянском городе Болонья, можно увидеть на современных почтовых открытках.
В противоположном углу площади — каменная церковь Святой Троицы, построенная 1690 г. как римско-католический костел. Украинская община города 1808 г. купила у австрийского правительства храм с помещениями под греко-католический приход и школу. В советское время здание отдали в подчинение Русской православной церкви, а с обретением Украиной независимости и переходом к УГКЦ храм превращен в приходской кафедральный собор Самборско-Дрогобычской епархии.
В километре-двух от церкви Святой Троицы в сторону Трускавца размещено старое кладбище. Исследователи утверждают, что дата его основания — 3 мая
Цвета корицы
Прилагательное «Цинамоновый» с польского означает то, что с корицы, т.е. из корицы. Ауру Дрогобыча как города цинамонового цвета создают дома с темно-коричневыми фасадами. На улице Леси Украинки есть несколько зданий коричневого окраса, построенных в начале ХХ века, которые ныне принадлежат к корпусам Дрогобычского педагогического университета. А также старые межвоенные виллы. Некоторые обитые до половины деревом, которое со временем приобрело темно-коричневый оттенок. В конце улицы — Дрогобычская хоральная синагога, построенная в стиле венской сецессии. Это монументальное здание выбитыми окнами, однако в последние годы при содействии меценатов со всего мира вернула себе крышу и время от времени служит площадкой для современных художественных выставок и проектов.
В величественном здании из коричнево-красного кирпича в начале улицы Стрыйской, возведенной в австро-венгерские времена, когда там находились уездный суд, тюрьма и налоговая инспекция. После сентября
Художественные тени
В начале
С Дрогобычем, безусловно, также связано имя Ивана Франко, который широко использовал топонимику города в своих произведениях, в частности в «Boa constrictor» и «Пути-дороги». Любители литературного туризма могут съездить и в живописное село Нагуевичи в 10 км от Дрогобыча — в музей и родительскую усадьбу Ивана Франко.
Прогуливаясь Дрогобычем в мягком предвечернем свете фонарей, в тишине, несложно отыскать Дворец искусств — не только чтобы посетить выставку, которая там экспонируется, но и чтобы насладиться красотой темно-зеленых тонов этого дома с белыми архитектурными элементами, называемого в другие времена Виллой Бьянки. На ужин следует посетить одно из местных кафе и, конечно, не забыть попробовать известный местный продукт — дрогобычскую колбасу.
Стоит посмотреть
Ратуша — деревянный храм, перенесенный 1647 в Дрогобыч из села Надежды (Ивано-Франковская обл.) С колокольней. Как говорит легенда, его купили дрогобичанин за ценную тогда соль. В церкви сохранился иконостас XVI и века с традиционными украинскими иконами и деревянными настенными росписями.
Вилла Бьянки, ныне Дрогобычский дворец искусств, — яркий пример архитектурного стиля венской сецессии на улице Тараса Шевченко, по соседству с несколькими другими зданиями этого стиля.
Колокольня и костел Св. Бартоломея — вероятно, построены в XV веке на месте оборонительного замка. Возводился он на фундаменте воеводских палат, размещавшиеся внутри замка, построенного во времена средневековой славы Дрогобыча. Частью этой фортификации была древнерусская оборонная башня
Хоральная синагога — построенная в стиле венской сецессии, сейчас находится в процессе реконструкции.
Как доехать, где жить
Из Львова в Дрогобыч можно добраться маршруткой. В центре города есть гостиница «Тустань» (ул. Шевченко, 1) с недорогими одно-и двухместными номерами (от 150 грн в сутки), на окраине — отель «Лимон» (ул. Козловского, 1) с рестораном, парковкой, сауной , бассейном, тренажерным залом, стоимость номеров —
Немного о жильцах
До Второй мировой войны Дрогобыч, как и остальные города Галичины, населяли поляки, украинцы и евреи, а также менее многочисленные венгры и немцы. За последние 50 лет население города стало однородным, здесь живут в основном украинцы. Действует также несколько объединений польских обществ, есть небольшая еврейская община.